Алатырь

Бел-горюч камень Алатырь

Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве. 
Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора. 
Бел-горюч камень Алатырь - это священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен", и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он - непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять». 
Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги. На Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь - также алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь. 
Согласно древним легендам, Алатырь упал с неба и на нем были высечены Законы Сварога. Так Алатырь связал миры - горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была также книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И Книга, и Птица - это тоже Алатырь. Алатырь - не только гора, либо камень - это сакральный центр Мира. У него семь образов, рассыпанных по белу свету. И эти камни именуются так: золотой Алатырь, белый Меланель, алый Лелиграль, синий Мерлир, бурый Мистраль, зелёный Верлиль и чёрный Марабель.
Он триедин, потому означает путь Прави между Явью и Навью, между дольним и горним мирами. Он двуедин - и мал, и велик, и легок и тяжел. Он - един, ибо в нем объединены все миры. Он непознаваем, подобно Прави. Это изначальный камень.
Бел-горюч камень Алатырь — суть также иной образ Бога. Потому имя Алатырь является и Его иным именем. Это же имя — суть Ала (Эл) у семитов, которое стало именем Аллах у арабов.
Алатырь — золотой, ибо с помощью его (философского камня) средневековые алхимики пытались добыть золото (алтын). И он же бел-горючий, ибо при сём разводили огонь в тигле, уподобляя эту добычу самому Сотворению Мира. Сказание о Сотворении Мира Аллахом (Элохимом) с помощью птицы-духа, «носившегося над водою», в переосмысленном виде дано и в первых строках Библии. Подобным образом мир является из яйца дракона Офиона и в орфических греческих мифах. За землёй в океан ныряет и индуистский ведический Вишну в образе Мирового Вепря. Вспомним и о его другой форме — Птице Гаруде, которая также откладывает Мировое Яйцо. Это сказание — общее для всех народов Мира. Селезень достаёт землю из океана и в угрофинских (например, марийских) мифах. И в карело-финском эпосе, «Калевале», мир творят Всевышний Бог Укко и Ильматар («Мать воды»), причём мир творится богом, представшим в виде Уточки, отложившей Яйцо: «Из Яйца из нижней части вышла Мать-земля-сырая; из яйца из верхней части стал высокий свод небесный».